Как оценивать работу видеооператора ? странный вопрос, не правда ли? и очевидный ответ - хорошая операторская работа просто-напросто нравится, вызывает положительные эмоции, эстетическое наслаждение. Казалось бы, более нечего добавить Но таки можно продолжить, поставив второй вопрос. Почему же видео нравится, почему вызывает положительные эмоции?
Ответ мог бы быть такой - потому что взяты красивые планы, ракурсы, потому что люди в кадре раскованы, нет фальши в их поведении и потому что..Стоп!
А разве человеческий фактор, тобишь раскованность, отсутствие фальши, эмоции и т.п. факторы могут быть заслугой оператора ? Ведь видеооператор это лишь электронный глаз, беспристрастно фиксирующий происходящее. Разве? Возможно и так, но только не в том случае когда в кадре люди...

И немного конкретики.
Хорошо знаю двух операторов. один из них непосредственен, улыбчив, легко находит контакт с людьми, не грузит их, но в техническом плане пока что развит недостаточно хорошо..
Второй вечно хмурый, закрепощенный, с людьми на контакт не идет, (зачем мол, я ж электронный глаз) и уповает лишь на свои тех. навыки, которые отработаны получше чем у первого опера.

Теперь еще немного ассоциаций..
Вы видели лица людей в маршрутках? У всех, как правило, одно и тоже выражение лица, поза, все стараются не смотреть друг на друга, в общем странные они какие-то, как будто сами не свои.
Может быть и хотелось бы расслабится, но что-то не пускает, какая-то животная сущность принуждает быть такими..
Это срабатывает инстинкт самосохранения, вынуждая их "мимикрировать" под окружение, сливаться с общей массой, быть незаметным и максимально закрытым, и в тоже время быть начеку. Они вынуждены стеречь свое личное пространство, в которое так легко вторгнуться тем же нахальным взглядом в упор или недопустимой физ. близостью (ты чего ко мне прислонился?).
Результат - каждый из пассажиров использует некий защитный шаблон поведения который ни в коей мере не призван подчеркнуть индивидуальность. Наоборот - спрятать ее и поглубже. А что с оператором ? Оператор не просто какой-то там пассажир, это человек который открыто посягает на твое личное пространство, его цель вторгнуться в него.
Оператор, каким бы они был - это угроза и катализатор псих. напряжения. А что насчет мрачного и некоммуникабельного опера с видео-пушкой? Такой опер - настоящий хищник, агрессор, даже маньяк. Он берет вас на прицел, и требует....требует улыбок, эмоций, естественности. А в ответ получает максимум вынужденную фальшивую улыбку, а чаще всего спину или затылок.
Конечно, не все так буквально, но подобный процесс взаимодействия имеет место быть.

Но вернемся к нашим видеооператорам. У кого больше шансов запечатлеть на пленке человека таким каким он есть? Правильно, все шансы у "человечного человека" и практически никаких шансов у просто "матерого" опера. Первый слету преодолевает барьер, вызывая у людей чувство безопасности, второй же набирает эмоционально мертвые планы, не учитывая человеческий фактор, и не понимает почему же ничего не получается.
И это подтверждается практикой, в частности при монтаже технически более совершенные планы "матерого опера" с трудом клеятся с друг другом, как бы повисают не находя связи с другими. Кадры стыкуются не только по крупности, цвету, движению но и по какому-то менее очевидному принципу. Что-то вроде одиннадцатого принципа монтажа. Если не соблюсти их всех то не получится того самого видеоволшебства.

Вывод? если ты совсем не чувствуешь человека, если ты просто не любишь людей, то тебе ничего не поможет, ни одна книга, ни один мастер класс по видеосъемке - ничего. В лучшем случае ты снимешь технически совершенное "ничто" . В таком случае нужно искать причину не в "может я взял неудачный ракурс, а может мне стоит посмотреть пару роликов ведущих клипмейкеров, набрать интересных кадров", а в себе, как в человеке.

Мне кажется, что техника съемки, приблуды, стэдики и тп. составляют не более 50%
багажа по настоящему хорошего оператора. Остальные 50% - это личностные качества, умение располагать, общаться, взаимодействовать

Ну и напоследок cвaдьба четвертая, которая, впрочем, никакого отношения к вышесказанному не имеет))

Снята ранней весной, начинающим оператором, обычный проходнячек. Помнится, молодые настояли, чтоб им все венчание вставили в фильм, и ничего из венчания не вырезали. При том, что исходники отдаются на отдельных дисках. Результат - хронометраж до банкета 49 минут из которых 40 - венчание. Весело. Камеру часто трясло особенно на прогулке Прогулку сделал на одном дыхании, по своему принципу - если особо не за что зацепиться, то находишь "ключевой кадр" и показываешь его время от времени)) В данном случае ключевой кадр это солнце. Якобы ассоциативный. Небо-солнце-весна-любовь-cвaдьба. Так почему же ему не появится раз эдак 7 в клипе?)) В то время начал уделять внимание интершуму, иногда выпускал его в "эфир", в частности как перебивку между клипами.

Замечаний от молодых не поступало. Забрали-заплатили-пропали.
За монтаж получил 100 баксов.

(видеоотчет, первые 10 мин. венчание вырезано)

Вердикт:
Смонтированный фильм - весьма средне
Ценность для опыта - небольшая
Трудозатраты - низкие

Какие выводы я сделал?

1. 40 минут венчания в фильме - зло.
2. Прогулка без фотосессии - благо.
3. Петухи и прочая живность рулят.
4. Дети в кадре полезны.



Поделиться ссылкой на эту страницу в соц. сетях:

•Редактировать

Ранее | Позже

Комментарии (4) на запись “Четвертая свaдьба сезона: хороший опер - плохой опер”

  1. Женя пишет:

    Ну в принципе нормально) ведь все свадьбы похожи немного приемы в принципе тоже одинаковые)))Ну и люди ведут себя по всякому)

  2. admin пишет:

    Да, нормальный проходнячек) "для села сойдет" - как говорил ктото-там-непомню-уже-кто))

  3. serg пишет:

    А с драками свадеб нет а то скучновато)))

  4. admin пишет:

    Для меня любая свадьба вообще архискучная штука) Разве только О. Кальяна смотрю иногда)

Оставить комментарий